Гуманитарная миссия музея

Городская туристская программа «Карта Гостя Санкт-Петербурга» (St.Petersburg Card) проводит регулярные встречи по вопросам культурного и городского маркетинга и роли музея в современной туристской повестке дня.

Музей, с одной стороны, выполняет миссию, которая не зависит от времени: сохранение важных смыслов и их передача будущим поколениям. С другой стороны, исполнение этой миссии не существует в отрыве от реалий повседневности, которые требуют от музея работы с современными инструментами продвижения и привлечения посетителей.
Вокруг этих двух вопросов строилась повестка дня III Международной рабочей встречи «Распределение туристских потоков между аттракциями Санкт-Петербурга», которая прошла 12 декабря 2019 года в Военно-медицинском музее при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Во встрече приняли участие представители 38 музеев, туристского сообщества, а также традиционных и Интернет-СМИ.

Гуманитарная миссия музея
Об особой роли Военно-медицинского музея, где проходило мероприятие, в истории Санкт-Петербурга рассказал директор музея Анатолий Будко. Мысль о гуманитарной миссии музея развил заместитель директора Дмитрий Журавлев: музей военный, но он ставит перед собой задачу привить человеку милосердие и принципы гуманизма. Музей принимает участие в работе Комиссии по правам человека Санкт-Петербурга, на основе работы с фондами устанавливает историческую правду о военных действиях, представляет результаты исследований на международных выставках и конференциях, а также делает свои выставки и мероприятия в партнерстве с военкоматами, ветеранами ФК «Зенит» и другими заинтересованными организациями.
Неравномерное распределение турпотока
Неравномерное распределение туристских потоков — общая тенденция для культурного туризма в мире. Николай Дмитриев, генеральный директор Карты Гостя Санкт-Петербурга, объяснил посещаемость и популярность музеев города факторами маркетинга: силой бренда и маркетинговой активностью каждого конкретного музея. Музеи, бренд которых формировался десятилетиями и веками, выигрывают в конкурентной борьбе у тех музеев, которые не обладают столь давней историей и при этом, зачастую, не имеют в штате специалистов в области маркетинга и коммуникаций. Дмитриев отметил, что для музеев с формирующимся брендом важно использовать все средства продвижения, в том числе, формат City Card и аггрегаторы туристских предложений. В то же время эффективность управления туристскими потоками зависит от заинтересованного участия всех музеев, в том числе, музеев-брендов, и цеховая солидарность здесь играет определяющую роль. St. Petersburg Card, крупнейший и старейший в России музейный аггрегатор, рассматривает вопрос распределения на основе данных о посещаемости 75 музеев, входящих в ее состав, и инициирует дополнительные информационные проекты: медийный проект Petersburg Inside совместно с газетой «Metro Санкт-Петербург» и Сообществом Питерских блогеров, а также новую инициативу — Музейный оракул, который позволит в игровой форме познакомить широкого зрителя со всеми 230 музеями Петербурга.

Зарубежный опыт: культурный маркетинг в Любляне
Вопросом регулирования турпотока в городах Европы обеспокоены на городском уровне. В частности, в Любляне в 2017 году разработана Стратегия культурного маркетинга, созданная в тесном взаимодействии городской администрации, офиса по туризму и 20 культурных учреждений, рассказала координатор сектора туристского развития Офиса по туризму Любляны Нэжа Сэмич. Стратегия имеет целью увеличение турпотока и доли иностранных туристов в объеме посетителей культурных учреждений. В связи с этим реализуется ряд мер: налаживание внутренней коммуникации, включение музеев в Ljubljana tourist card, проведение тренингов для работников культурной и туристской сферы, развитие «культурных кварталов» за пределами центра города. Слайды презентации Visit Ljubljana можно скачать на русском языке и в оригинале на английском.
Успешные практики петербургских музеев и проектов
Летом 2019 года в Кронштадте работала выставка И.А. Айвазовского, она имела большой успех и спровоцировала локальный сверхтуризм. Бренд Айвазовского и возможность бесплатного посещения вызвали повышенный интерес. Выставку посетило 25 тысяч человек, ежедневно образовывалась очередь, а музеи, предприятия питания и информационно-культурный центр отметили увеличение посещаемости этим летом, — сообщила Ирина Фалина, начальник ИКЦ Музея истории Кронштадта.
Сергей Орлов, заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга, рассказал о развитии филиала музея — крепости «Орешек» и мерах, которые способствовали увеличению посещаемости музея. Реконструкция причала позволила музею принимать круизных туристов. Для китайских туристов привлекательным стало кафе на берегу острова. Тематические праздники с участием реконструкторских коллективов также привлекают семьи с детьми из города и окрестных садоводств. В результате число посетителей увеличилось в полтора раза за два года и к 2019 году достигло 151 тысячи за 6 месяцев работы музея, что почти вдвое превышает рекорд советского времени.
Карина Назанян, пресс-секретарь Военно-медицинского музея, пригласила коллег на встречи в рамках Школы музейного мастерства, которая организует регулярные образовательные встречи для работников музеев и, в том числе, затрагивает вопросы музейного маркетинга.
Музейный и уличный аудиогид — еще один бесплатный канал для продвижения музея, а его синхронизация с другими сервисами только расширяет возможности — рассказала Оксана Турская, заместитель директора по развитию izi.travel. Разработка открытого и бесплатного контента помогает музею выйти с посетителем на прямой диалог, вдохновить его на публикации в соцсетях и дать ему проверенную информацию.
Итоги Petersburg Inside и премия «Ангел Петербурга»
В финале рабочей встречи Валерия Малышева, начальник отдела маркетинговых Карты Гостя Санкт-Петербурга и директор АНО «Центр содействия развитию в сфере культуры и туризма «Проекция», вместе с Павлом Прокофьевым, руководителем Сообщества Питерских блогеров, подвели итоги проекта «Petersburg Inside — Петербург изнутри». В 2019 году безвозмездную медийную поддержку получил 21 музей; в газете «Metro Санкт-Петербург» и блогах Сообщества опубликовано более 300 материалов с общим охватом 5 млн. человек. Лучшие авторы получили Премии им. Петра Телушкина «Ангел Петербурга», учрежденной АНО «Проекция» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Лауреатом премии за лучший материал в традиционных СМИ получила корреспондент газеты «Metro Санкт-Петербург» Алена Бобрович. За публикации в Интернет-СМИ оргкомитет Премии отметил Светлану Трофимову. Награду за стрим-трансляции в социальной сети «Одноклассники» получил Дмитрий Шилов. Экспертный совет Премии, в который вошли руководители музеев и эксперты в области туризма, отметили публикацию Натальи Самохваловой. По совокупному мнению участников и организаторов премию за высокий уровень подготовки к блог-турам получил Санкт-Петербургский музей хлеба.

Торжественная часть завершилась на следующий день в 12.00, когда с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости организаторами проекта «Petersburg Inside — Петербург изнутри» был произведен полуденный выстрел.  

Фото petersburgcard.com

www.pitert.ru

Яндекс.Метрика