На «семерке» к «34-ке»: первым поездом в Крым по местам боевой славы

СЕВАСТОПОЛЬ, 26 дек — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. В Севастополь прибыл первый после возобновления железнодорожного сообщения с материком поезд из Санкт-Петербурга. Его севастопольцы и приезжие всегда знали как поезд №7 – «семерка». Вместе с другими пассажирами на перрон сошел житель Великого Новгорода Александр Петрович Попов. Что заставило 97-летнего ветерана преодолеть страну с севера на юг и приехать в Крым, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.

Стройка века

Конечно же, он хотел посмотреть на «стройку века» – Крымский мост. А еще 75 лет тому весной 1944-го Попов освобождал Севастополь на легендарном танке -«тридцатьчетверке». Александр Петрович очень хотел еще раз увидеть ставший родным Севастополь, где весной 1944 года навсегда остались лежать в земле его однополчане – танкисты Севастопольского 85 гвардейского полка. 

«Меня пригласили приехать в Севастополь. В виду возраста, я долго думал над этим предложением, но желание увидеть Крымский мост победило. Ровно по этому маршруту, как проложен этот мост, мы форсировали Керченский пролив в 1943 году. Кроме того, при освобождении Севастополя участвовало много танковых частей, но только наш 85-ый полк был удостоен приказом верховного главнокомандующего звания Севастопольский. В Севастополе установлен один из танков нашего полка», — сказал Попов РИА Новости Крым.

На семерке к 34-ке: первым поездом в Крым по местам боевой славыТанк Т-34 на Красной горке в Севастополе

А еще танкист-ветеран хотел увидеть свою родную гусеничную машину: много лет как «34-ка», числящаяся за его полком, поднята в Севастополе на постамент на Красной горке и напоминает о боевой славе города и страны.

По словам танкиста, танк был подбит в мае 1944 года: от попадания снаряда детонировала боеукладка, от силы взрыва вырвало днище.

«Во время войны никто исправную машину на постамент не поставит. Обычно это танки, которые не подлежат восстановлению, которые визуально приводят в порядок, но внутри там ничего исправного нет. Такие машины становятся символами победы», — пояснил ветеран.

Т-34 на роль подходит как никакой другой, ведь это один из самых узнаваемых танков в мире. «Его недаром признают лучшим танком войны. Все благодаря его качествам: простой в производстве он обладает скоростностью, маневренностью и надежностью», — сказал Попов.

На семерке к 34-ке: первым поездом в Крым по местам боевой славыАльбом о боевом пути ветераны показывают врио губернатора Севастополя Михаилу Развожаеву

Уже после окончания Великой Отечественной памятник облагородили. Установили красивые плиты с именами погибших танкистов, декоративные элементы из бронзы и латуни – в том числе ордена полка: Суворова III степени, Кутузова III степени и Боевого Красного знамени. К сожалению, в 90-е все накладки из цветных металлов были украдены.

Во время встречи с Поповым врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев пообещал ему восстановить оригинальные декоративные элементы памятника.

 «Сейчас многие уже и не знают, но под постаментом захоронены останки танкистов, которые освобождали город. Например, вот на плите фамилия Кузнецова. Он погиб на мысе Херсонес – его танк подорвался на фугасной мине. Взрыв был таким мощным, что башню танка откинуло примерно на 70 метров. От всего экипажа осталось килограммов восемь мяса», — вспоминает Поповнеизвестный Семь из 32

В этом году Севастополь отмечал 75-летие освобождения города от фашистов. К этой дате РИА Новости Крым подготовили публикацию о разведчике Иване Патуке, который принимал участие в штурме ключевой высоты города — Сапун-горы. Конечно, мы не могли спросить о событиях тех дней и у танкиста Попова, который тогда командовал взводом танков.

«Перед штурмом Сапун-горы мы освободили село Биюк-Сюрень, которое сегодня называется Танковым. Там развернули штаб и ремонтную базу. После выдвинулись на Алсу, где освободили село Камара (ныне Оборонное), и после этого начался штурм Сапун-горы», — рассказал Попов.

Перед боем полк был полностью укомплектован «тридцатьчетверками». «Три роты по 10 танков и еще две машины управления. В бою участвовали все до последнего танка», — сказал он.

На семерке к 34-ке: первым поездом в Крым по местам боевой славыБоевые товарищи Александра Попова

Первую попытку взять высоту советские войска предприняли в апреле. «Три дня штурмовали гору, потом прекратили, отдохнули, подтянули силы и 7 мая вновь пошли в атаку», — отметил танкист.

Из-за крутых подъемов, разрушений и из-за сплошного огня хорошо окопавшегося противника танкам было непросто подниматься вверх. «Мы двигались по серпантину. Уже после прорыва, когда мы подвигались к лабораторному шоссе, – немцы все еще держали Дергачи. Чтобы уйти от огня, пришлось двигаться по склону, из-за этого у нас упали и перевернулись два танка», — вспоминает танкист, который одним из первых прорвался в захваченный фашистами город.

Экипаж танка Попова в боях за город лично уничтожил две единицы вражеской бронетехники.

«Одну немецкую самоходку сожгли в районе улицы Ревякина, еще одну машину подбили по дороге от вокзала в центр. Всего за время боев за Севастополь, включая бои на Херсонесском полуострове, наш полк потерял семь танков. Для сравнения: в боях в Померании (территория Германии в районе Балтийского моря) у нас осталась только одна машина, и та поломанная», — подчеркнул офицер.

На семерке к 34-ке: первым поездом в Крым по местам боевой славы97-летний нижегородец Александр Попов приехал на поезде в Крым по местам боевой славы

После освобождения Севастополя Александр Попов продолжал бить врага на территории Польши, а затем штурмовал Берлин. Он награжден многими боевыми медалями и орденами, среди которых и достаточно редкий орден Александра Невского – им за годы войны были награждены чуть более 42 тыс человек.

Сегодня Т-34-76 на Красной горке — один из самых ярких севастопольских символов Победы. Танк гордо стоит на возвышенности с видом на центр города и Южную бухту. В теплые дни на нем можно наблюдать идиллическую картину: на бронебойной башне ушедшего на покой танка дети играют «в войнушки».

crimea-news.com

Яндекс.Метрика