На Новгородчине готовятся к туристическому пику в новогодние каникулы

В Новгородской области туроператоры жалуются на общепит: в регионе мало доступных кафе и ресторанов. А введенные единые билеты в музеи и скидочные карты не стали популярны у путешественников. Современный турист путешествует самостоятельно, а походу в музей предпочтет интерактивную экскурсию или мастер-класс.

Поездка в праздничные дни из Питера на три дня в Великий Новгород — от 11 тысяч рублей. Тур включает себя автобусный трансфер, проживание в гостинице «три звезды», питание и экскурсионное обслуживание. Такие же цены и в Псковской области. Для сравнения: путешествие в январе из Петербурга в Сочи или в Турцию с перелетом — от 20 тысяч рублей.

Зимой путешествуют семьями или компанией с друзьями. Основной турпоток сегодня — это индивидуальные и самоорганизуемые туристы. Групповой и корпоративный туризм уходит в прошлое, это тенденция и 2019 года. Даже сохранение прошлогодних цен не привлекает новых гостей.

— Мы не меняли цены на новогодние каникулы, — уверяет руководитель отдела продаж туристической компании Екатерина Репп. — Часто ставим интерактивные программы, квесты и ремесленные мастер-классы. Между прочим, старшее поколение с большим восторгом, например, рисует матрешку по-новгородски.

Современного туриста пытаются в первую очередь развлекать и удивлять. Здесь ставку делают на школьников, они пока еще путешествуют классами, но больше в межсезонье — на осенних и весенних каникулах. Маржинальность, то есть прибыль организатора такого тура выше. Для школьников в октябре, ноябре и марте туроператорам отели Великого Новгорода, как правило, дают скидку до 20 процентов. Школьные туры на два дня обходятся в 2,5 тысячи рублей. В эту сумму входит размещение, питание, экскурсионная программа по Кремлю и центру города, сообщила «РГ» директор туристической компании Елена Шалойко.

Великий и Нижний

В уходящем году до Новгородчины стало легче добираться. Во-первых, станцию Новгород-на-Волхове железнодорожники официально переименовали в Великий Новгород. Во-вторых, запущены новые поезда и открыты направления на Калининград и в Нижний. В феврале пошли «Ласточки» — Петрозаводск — Псков, тоже через Новгородскую область.

Получается, в этом году подешевели путевки, в которые ранее закладывалась стоимость переезда на автомобиле или автобусе.

Например, при выборе маршрута «Два кремля. Новгород и Псков» еще в 2018 году группа из двух-трех человек платила 6000 рублей за машину, а сегодня за 430 рублей с человека их отправляют из одного региона в другой на «Ласточке».

А вот запуск в 2019 году прямого поезда Великий Новгород — Нижний Новгород никакой роли для туриндустрии не сыграл. Путевок и проектов типа «Два Новгорода» не появилось.

— Мы не видим у такого проекта перспективы. Жителям Москвы и Санкт-Петербурга (а это 90 процентов наших гостей) удобнее и легче по логистике отдельно побывать в одном Новгороде, а потом в другом, — комментирует Елена Шалойко.

Душа или Родина

В России сегодня многие путают два Новгорода — Великий и Нижний. Последний более известен в стране. Поэтому новгородцы еще в начале нулевых начали продвигать свой города под слоганом «Великий Новгород — душа России». Популярным он не стал. Придумали новый: «Великий Новгород — Родина России», намекая на первого князя Рюрика, вече, памятник «Тысячелетие России». И все равно Новгороды продолжают путать даже ведущие федеральных теленовостей.

Сейчас продвижением Новгородчины и в России, и за рубежом занимаются две организации. Первая — муниципальное учреждение «Красная Изба», которая работает уже 18 лет; вторая — областная «Русь Новгородская», созданная правительством региона с участием всех районов области в 2017 году.

Обе организации предлагают гостям информацию о турпродуктах, об истории, праздниках и компаниях в регионе. Для удобства туристов сейчас продвигают скидочные карты и единые билеты. Заплатив один раз, гость может сэкономить в путешествии. Это в теории.

Например, выпущенный музеем-заповедником единый входной билет «Весь Кремль» дает возможность попасть во все музеи на территории Кремля за 500 рублей. Если покупать билеты отдельно в каждый музей, получится на 30 процентов дороже.

— Мы живем в эпоху дробного потребления. В России продукты, за которые ты сразу платишь много, а получаешь выгоду потом, не были популярны никогда. Люди, которые путешествовали по Европе и полагали, что такой продукт будет востребован в наших городах, ошибались, — поделилась своим мнением с «РГ» заместитель генерального директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Конюхова. — Три года действует уже единый билет, и все годы цифра продаж примерно одинакова: за год продается не более 100 штук. На фоне того, что в целом во все наши музеи и филиалы за год продается более одного миллиона билетов.

Получается, за год единым билетом заинтересовалось около 0,01 процента гостей. Посещаемость самих музеев снижается планомерно с 2017 года. По данным музея-заповедника, продажи билетов падают в среднем на 10 процентов в год.

Цифры продаж «карты гостя» тоже пока не впечатляют. Туристам обещают скидки в кафе и ресторанах, в музеях, развлекательных центрах. Карта именная и на один день стоит 990 рублей, на три дня — 1990 рублей.

— Первый тираж карты — 1000 экземпляров, за полтора года мы продали около 10 процентов выпущенных карт, — рассказала «РГ» заместитель директора «Руси Новгородской» Ольга Шармиашвили. — Карта включает в себя государственные и частные музеи, предложение от наших партнеров — отелей, кафе, ресторанов, детских развлекательных центров. Мы подсчитали, что общая экономия во время путешествия составит до 30 процентов. Сейчас порядка 80 процентов предприятий у нас в партнерах — это те, кто занимается приемом, размещением, питанием туристов.

В итоге оказалось, что отечественный турист не готов четко планировать свой маршрут и просчитывать, где и сколько сможет сэкономить. Большинство трат — спонтанные, а некоторые даже нельзя предугадать и просчитать.

Вкуснее дома

Все туроператоры сегодня подтверждают: в Великом Новгороде и индивидуальному, и групповому туристу непросто найти интересную и недорогую кухню.

— Многие туристы нам говорят, что в новгородских ресторанах очень высокие цены. За ту же сумму можно вкуснее пообедать или поужинать в Москве и Петербурге. К сожалению, в Великом Новгороде за последние годы не появилось заведений, ориентированных на туриста, с недорогой и качественной едой. Нет в регионе и сетевых проектов, нет блинных интересных, пельменных, как в столицах, — рассказывает Елена Шалойко. — На приближающиеся зимние каникулы мы закладываем на обед 450 рублей в путевку, если турист российский, и не менее 1000 рублей для иностранцев.

Открываем, для примера, меню ресторана в центре. Закуски: новгородское сало с горчицей — 230 рублей, соленые грузди — 330 рублей. Второе: пельмени с медвежатиной — 590 рублей, корейка — 560 рублей.

— Питание туристов остается проблемой, — подтверждает Ольга Шармиашвили. — Гастрономического бренда так и не появилось, думаем еще. Мы близки к этому. Пытаемся понять, что интересно современному туристу.

Говоря о питании, новгородцы не любят, когда им припоминают ресторан «Детинец». Ресторан работал на территории Кремля с конца 1960-х годов, но ровно десять лет назад, в декабре 2009 года, его закрыли. Ресторан славился именно своей кухней, в него приглашали туристов, звезд эстрады, политиков. Места заказывали заранее.

В Великий Новгород чаще всего приезжают на день, поэтому всех экскурсантов здесь считают туристами. Для статистики

В разные годы ресторан пытались возродить, открыть или построить «Детинец» на новом месте.

Например, в 2012-2013 годах обсуждался проект открытия ресторанного комплекса в кремлевском парке, с инвестициями от 10 миллионов рублей. Но ничего так и не решили.

Игра цифр

Называть любого гостя туристом — это обывательское представление. Профессионалы делят всех на туристов и экскурсантов. Турист — это тот, кто остановился в регионе хотя бы на одну ночь. Экскурсант — это путешественник, приехавший на один день, или оказавшийся проездом, на несколько часов. Вообще Великий Новгород считается городом одного дня пребывания, поэтому экскурсантов в разы больше, чем туристов.

Туроператоры говорят, что 2019 год не показал всплесков или падений, остается на уровне 2018-го. В прошлом году в регион приехали 502 тысячи туристов. Эти данные афиширует областная организация «Русь Новгородская». По итогам этого года больших изменений не ждут.

Вместе с тем, по данным Новгородстата за прошлый год, во всех гостиницах, хостелах и домах отдыха (а их более 130), за весь год останавливались всего 341 тысяча человек. И это включая командированных, спортсменов, бизнесменов, гастролирующих артистов и т. п. Из них с целью отдыха и туризма — 217 тысяч гостей. Как статистика регионального правительства более чем в два раза превышает количество гостей — загадка. Очевидно, что любому региону очень выгодно показывать рост турпотока и не отставать от соседей. Внутренний туризм в России сейчас принято развивать и уделять ему внимание.

Развитие транспортной сети приводит к еще большей миграции путешественников, которые из туристов превращаются в экскурсантов и кочуют из региона в регион. Самостоятельно. Без туристических компаний.

travel.rambler.ru

Яндекс.Метрика